Обзор обращений

Уважаемые посетители сайта!

 

Если ваш вопрос касается:

  • проезда в поездах дальнего следования и пригородного сообщения
  • покупки и оформления железнодорожных билетов
  • заработной платы, кредитования, пенсии железнодорожников
  • грузовых перевозок

, то Вам необходимо адресовать свой запрос через сайт ОАО "РЖД".
Такие вопросы находятся вне сферы нашей компетенции.
 

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как долго действителен технический паспорт на пути необщего пользования, и в каком документе это прописано.

Ответ:

Согласно п. 11. «Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта», утв. распоряжением Минтранса РФ от 29.03.2001 № АН-22-Р подразделения железнодорожного транспорта организаций и организации промышленного железнодорожного транспорта должны иметь технический паспорт, содержащий основные технические, технико-экономические и эксплуатационные показатели железнодорожного хозяйства.
Форма технического паспорта и инструкция по его составлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Ранее действовало распоряжение Минтранса РФ от 30.05.2001 № АН-46-р «Типовой технический паспорт железнодорожного хозяйства организаций», но согласно Приказу Минтранса РФ от 02.08.2005 № 92 «О признании утратившим силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № АН-46-р» данное распоряжение было отменено.
Также в настоящее время имеется Указание МПС России С-5668У от 17.05.94 г. «О соблюдении единых требований по организации обслуживания и обеспечения безопасности движения на подъездных путях», но данный нормативный документ не был опубликован и не является нормативно-правовым актом.
В настоящее время подготовлен проект Типового технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, который должен быть в ближайшем будущем утвержден Приказом Минтранса России. По нашей информации, как правило, срок действия технического паспорта составляет 5 пять лет.


Вопрос: За счёт каких средств осуществляется приобретение форматной одежды работникам железнодорожного транспорта общего пользования?

Ответ:

Приказом МПС 22.12.1994 N 14Ц «О форменной одежде» (далее – Приказ) утверждается перечень должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды, и соответствующие им знаки различия, нормы выдачи и сроки носки форменной одежды для работников железнодорожного транспорта, приобретаемой на льготных условиях, приводится описание форменной одежды, знаков различия и фурнитуры для работников железнодорожного транспорта. Указанным Приказом устанавливается приобретение форменной одежды работниками за свой счет, для некоторых лиц устанавливаются следующие льготы: скидка со стоимости форменной одежды для лиц рядового и младшего начальствующего состава железнодорожного транспорта в размере 50 процентов, а для лиц среднего начальствующего состава - в размере 30 процентов ее стоимости.
В то же время, согласно Порядку обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), утвержденному Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2010 № 2744р работодатель обеспечивает приобретение и выдачу, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
В ОАО «РЖД» приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. № 582Н (далее - Нормы).
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке, и в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Таким образом, приобретение форменной одежды осуществляется работниками железнодорожного транспорта общего пользования за свой счет, с установленными льготами для некоторых лиц. В то же время СИЗы (средства индивидуальной защиты) приобретаются за счет средств работодателя и выдаются работникам бесплатно.


Вопрос: Разъясните по подробней порядок определения пригодности подаваемых под погрузку вагонов в техническом и коммерческом отношении.

Ответ:

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» техническая пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчиком. Исходя из содержания указанной статьи вагоны считаются технически пригодными в случае, если они исправны, внутри и снаружи очищены от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промыты и продезинфицированы, годны для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления. Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами. Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров определяется по состоянию грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствию внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенностей внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке для перевозки указанного груза определяется в отношении: вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им; контейнеров - грузоотправителями. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры.


Вопрос: Строящийся железнодорожный путь находится на территории частного предприятия. Причал по которому проходит ж/д путь является собственностью РФ. Согласие на строительство от организации, представляющей собственника причала получено. Необходимо ли получить разрешение на строительство в муниципальных органах? Какими нормативными актами это предусмотрено?

Ответ:

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В то же время, разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.


Вопрос: Подскажите, пожалуйста, может ли владелец железнодорожного пути необщего пользования закрыть для движения локомотива свой участок если он является единственным выходом на пути общего пользования для другого ветвевладельца?

Ответ:

С другой стороны, согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» собственник пути необщего пользования обязан за свой счет его содержать с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а соответственно, проводить ремонтно-профилактические работы на железнодорожном пути в том числе связанные с его временным разбором (закрытием), но при этом не должны нарушаться права и интересы других пользователей (контрагентов), а также должны соблюдаться условия действующих договоров на эксплуатацию путей необщего пользования.
В случае, если своими действиями собственник пути необщего пользования нарушает права иных лиц, а также препятствует выполнению договорных обязательств, заинтересованные лица вправе в судебном порядке восстановить нарушенные права и потребовать возмещения причиненных убытков.
В определенных случаях с учетом специфики складывающихся отношений действия владельца пути необщего пользования по необоснованному закрытию железнодорожного пути необщего пользования могут быть квалифицированны в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и как не предусмотренный законодательством инструмент в преддоговорном споре.


Вопрос: Возникла конфликтная ситуация. Владелец пути необщего пользования сначала дал согласие на врезку стрелки в его путь, был подписан акт выбора примыкания (т.е. владелец, начальник станции, заявитель, федеральное агентство и т.д.) Владелец выдал тех. условия проектировщику, мы оплатили тех условия. Сейчас мы сделали насыпь, построили эстакаду, а владелец передумал и говорит, убирайте свою стрелку, я передумал. Как нам поступить?

Ответ:

Исходя из содержания Порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 № 125 (далее – Порядок) составленный и подписанный полномочными представителями государственных органов и организаций Протокол определения места примыкания является документом, подтверждающим возможность доступа (врезки) к существующему железнодорожному пути. При этом срок действия Протокола Порядком не определен. Соответственно, Протокол признается действительным и при изменении желания (воли) одной из стороны, его подписавшей.
Как видно из Вашего вопроса, Вы понесли определенные затраты, связанные с подготовкой к строительству железнодорожного пути необщего пользования.
По нашему мнению, у Вас имеется 2 варианта дальнейших действий: либо продолжать строительство пути необщего пользования и в последующем понуждать владельца существующего пути необщего пользования, либо требовать компенсации понесенных убытков от владельца существующего железнодорожного пути необщего пользования.
Для более детальной проработки Вашего вопроса Вы можете обратиться в Отдел правового обеспечения и кадровой работы Управления.


Вопрос: Как определяются границы подъездного ж/д пути?

Ответ:

Согласно п. 1.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 железнодорожный путь необщего пользования имеет границу с железнодорожными путями общего пользования. Граница железнодорожного пути необщего пользования отмечается знаком "Граница железнодорожного подъездного пути". Место установки такого знака определяется владельцем инфраструктуры, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, по согласованию с владельцем этого пути, исходя из данных, указанных в техническом паспорте на подъездной путь и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.


Вопрос: Наша организация приобрела ж/д путь необщего пользования. Земельный участок под данным ж/д путем принадлежит городскому муниципальному образованию и его предстоит оформлять в аренду или в собственность. Межевание данного участка не проведено. Как определяются минимальные границы данного земельного участка?

Ответ:

Управление является территориальным органом Росжелдора и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 13 сентября 2007 г. № 289, а также Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397. В рамках имеющейся компетенции, определенной Положением Управление не осуществляет межевание земельных участков, в том числе, на которых располагаются объекты железнодорожного транспорта.
Для осуществления межевых работ, вы можете обратиться в любую организацию, имеющую допуск на выполнение указанных работ, которые и выполнят указанные работы.


Вопрос: Наша организация собирается осуществить строительство подъездного железнодорожного пути, примыкающего к станции. Расскажите, пожалуйста, с чего нам начать и какими специальными нормативными документами регулируется строительство железнодорожных путей необщего пользования?

Ответ:

Создание железнодорожного пути необщего пользования как и строительство иных капитальных строений и сооружений регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу специфики создаваемого объекта, Вам необходимо ознакомиться со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 г. № 233 «О правилах примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций»;
  • Приказ Минтранса России от 27.12.2006 г. № 176 «Об утверждении административного регламента федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по принятию решений о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования».

При примыкании Вашего подъездного пути к путям общего пользования Вам необходимо получение технических условий от собственника станции (путей общего пользования), которым является ОАО «РЖД». Порядок выдачи технических условий ОАО «РЖД» установлен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.08.2005 г. № 1328р «О правилах рассмотрения и согласования в ОАО «РЖД» проектов строительства, реконструкции и примыкания железнодорожных путей необщего пользования».

Из правового анализа указанных выше документов, строительство и открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в следующем порядке:

  1. Получение разрешение на строительство;
  2. Определение места примыкания к существующим железнодорожным путям общего пользования строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования (далее - новые железнодорожные пути).
  3. Получение технических условий на проектирование и строительство.
  4. Разработка технического проекта и согласование его с владельцем инфраструктуры общего пользования.
  5. Согласование строительства указанного пути с субъектом РФ.
  6. Получение разрешения на примыкание.
  7. Укладка стрелочного перевода и строительство пути.
  8. Приемка в эксплуатацию установленным порядком и открытие пути.
  9. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от органа государственной власти (местного самоуправления), который выдал разрешение на строительство.

Вопрос: Где можно заказать технический паспорт на подъездной железнодорожный путь?

Ответ:

Согласно п. 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений.
Указанный технический паспорт изготавливается соответствующим подразделением ОАО «РЖД» в случае, если подъездной путь находится на балансе ОАО «РЖД» или любой организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности или также подразделением ОАО «РЖД» за плату.
Как правило, функции по изготовлению технических паспортов путей необщего пользования осуществляют Дистанции пути (ПЧ) отделений дорог – структурные подразделения железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», на балансе которых находятся подъездные пути или пути станции, к которым примыкают подъездные пути.
Следует отметить, что любой технический паспорт должен быть утвержден начальником станции, начальником соответствующей дистанции пути или начальником отделения дороги.